Dmitrik (dmitrik) wrote,
Dmitrik
dmitrik

О культуре и игре в царя горы

Приходит человек в парикмахерскую и начинает возмущаться всем вокруг:
и грязно, и простыни несвежие, и смотрят на него не так... Парикмахер,
старый одесский еврей, выслушал это всё и спрашивает:
   — Скажите, а вам нравится наше правительство?
   — Нет, конечно! Вы что, с ума сошли?
   — А наши городские власти?
   — Нет! Как они вообще могут кому-то нравится?
   — А как наш общественный транспорт ходит нравится?
   — Что за идиотские вопросы? Общественный транспорт у нас чудовищный!
На что парикмахер, усмехнувшись, спрашивает:
   — Так что же вы тогда начали с нашей парикмахерской?

Еще один старый одесский анекдот


Как известно структура современного социума — это иерархия. Кто выше — тот победитель, кто ниже — тот проигравший. Механизм социального соревнования встраивается в человека по ходу социализации и, будучи базовым механизмом регулирования социальных отношений, сидит в человеке ну просто глубже некуда. Есть социум — есть и иерархия, нет иерархии — нет и социума. Иерархия образуется в любом микросоциуме сразу, без специальных расфусоливаний и длительной подготовки, достаточно получаса поверхностного знакомства. Однако, хотят победителями быть все, но не все могут (в конечном счете всё еще жестче: победитель может быть только один, это натуральная игра в царя горы, Дункану МакЛауду — пламенный привет), поэтому существуют хорошо выученные роли, соответствующие всем возможным положениям в социальной иерархии — и победитель, и звезда, и изгой, и «А я что? Я, собственно, трамвая жду.», и «Нет-нет, мне туда наверх и не надо, что вы...» Тут тоже всё понятно: нет, ну, конечно, победить хотелось, но вот не удалось, так что же теперь, сдохнуть, что ли? Тем более, что победитель может быть только один. Жить-то надо, поэтому ищется какой-нибудь защитный фон для текущей позиции, объясняющий, что это очень, очень достойная позиция. Лучше позиций выше по иерархии. Ну уж по крайней мере чище, благороднее, интеллигентнее (нужное подчеркнуть). Да и вообще выше по иерархии не сильно и хочется, да.

Это, конечно же, самообман. Нет, не потому что выбранная позиция не является достойной и/или потому, что человек лукавит, это как раз нормальная компенсация, а потому, что выбор этой позиции в подавляющем большинстве случаев — это не осознанный выбор, а результат того, что человека всё равно в эту позицию загнали извне. Впрочем, это не тема сегодняшнего размышления.

На что завязан в человеке этот механизм движения по социальной иерархии? На механизм самотождественности. Та самая Я-Концепция, никуда от нее не деться. В данном случае речь про её аспект функционирования — блок Я-Как-Другой, т.е. механизм определения самотождественности через соответствие предлагаемому и поощряемому извне образу другого. А откуда он берется? Социальный заказ. Включаем телевизор и умными глазами смотрим рекламу — предлагаемый и поощряемый извне образ успешного другого для выстройки собственной самотождественности виден в деталях. Понятно, что смотрит ли человек регулярно телевизор, особой роли при этом не играет. Раз он с людьми общается, то образ ему преподносится по-любому, чтобы он по этому поводу не думал бы и как бы презрительно к массмедиа не относился бы.

Ну, а само движение определяется самооценкой. Человек движется туда, где ему выдают плюсы, и оттуда, где ему выдают минусы. Там, где успех — там плюсов выше крыши. Там, где неудачи — там одни минусы.

Это всё известные вещи, ничего нового. К чему же тогда это всё? Просто базис для дальнейших размышлений.

Вот уже три недели как главная тема, всплывающая вокруг меня как в реале, так и в интернете — это вопрос бескультурья. Ах, он ругается матом! Ах, здесь никто не умеет цивилизованно и корректно вести беседу. Ах, сколько агрессии в поведении. Ах, вот тот на шикарной иномарке не пропустил нас на пешеходном переходе. Опять этот совок, опять это кондовое бескультурье. Не то, что в просвещенной Европе.

Так вот, на мой глубоко субъективный взгляд, культура здесь — вопрос значимый, но не определяющий.

Говоря всё тем же психологическим языком, культура — это совокупность умений человека реализовывать деятельность по удовлетворению своих потребностей. Т.е. характер реализации этой деятельности и определяет содержание термина «культура».

Мне говорят: он потому ругается матом, что культура низка. Т.е. ему знакомы только убогие способы реализации такой деятельности, как общение. Мне говорят: он потому агрессивен и хамит в споре, что его культура спора находится ниже плинтуса. Т.е. ему знакомы только убогие способы реализации такой деятельности, как дискуссия. Мне говорят: он потому не пропустил пешехода, что культура у нас такая варварская, только хамить и умеем. Т.е. ему знакомы только убогие способы реализации такой деятельности, как бытовое взаимодействие с окружающими.

И я вроде как соглашусь, это справедливо. Но это культурологическое объяснение — не более чем, копание в следствиях. Причина, ИМХО, в обозначенном выше.

Какие социумы более зависимы от механизма социального соревнования? Менее благополучные. Зависимы все, но чем более значим вопрос выживаемости, тем более жестко этот механизм проявляется. Просто потому, что в неблагополучном социуме, в социуме с низким уровнем жизни, тот, кто окажется внизу иерархии, имеет высокие шансы умереть. Буквально, это не фигуральный оборот. Чем более неблагополучен социум, тем сильнее в нем страх смерти, и, как следствие, желание забраться повыше в социальной иерархии — там выжить легче.

Когда кто-то ругается матом, это не просто потому, у него культура низка. Когда кто-то хамит и проявляет неуважение к собеседнику, это не просто потому, что он не умеет дискутировать. Когда кто-то не пропускает пешеходов на перекрестке, это не просто потому, что он совок. Это всё следствия. Они все просто пытаются поставить себя выше в социальной иерархии. В неблагополучном социуме это крайне значимо. И высокий уровень культуры — это прямое следствие благополучности социума. Сложно требовать от человека проявления утонченных манер, когда он внутри себя панически боится оказаться проигравшим в игре в царя горы. Люди-то везде одинаковые. Просто где-то проще себе позволить быть культурным, а где-то сложнее.

И ровно по той же причине человек, который начинает с осуждением рассказывать о чьей-то бескультурности, в действительности попался во всё ту же вилку: опуская другого бескультурного человека, он тем самым поднимает на его фоне себя. Т.е. эта ровно та же игра всё в того же в царя горы. Суть в том, что мы все — участники этой регаты.

Поэтому когда я слышу все эти многочисленные разговоры про низкий уровень культуры нашего, сами понимаете, совка, мне каждый раз хочется спросить: «Так что же вы тогда начали с нашей парикмахерской, а?».

Дисклаймер. Я не знаю ответа на вопросы «Что делать?» и «И кто именно больше прав?». Мне многое не ясно и я просто пытаюсь понять механику процессов. Не более того.

Tags: размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments