Dmitrik (dmitrik) wrote,
Dmitrik
dmitrik

Аморально-безнравственное

Известный психологический факт: человек как социальное изделие в подавляющем большинстве своих проявлений обусловлен извне. Он формируется в соответствии с cоциальным заказом извне, его сознание с детства высстраивается как оценочное, причем критерии оценок импортируются извне (что хорошо/плохо или правильно/неправильно ему рассказывают), свои социальные роли он играет только те, для которых в социуме нашлось место, и — главное — управлящая всем этим самооценка получает плюс/минус-подкрепления тоже извне. Где хвалят — туда и идет, где ругают — оттуда бежит. Обусловленность извне.

Функциональность такой выстройки очевидна: управляемость со стороны социума. Какой социально одбряемый образ выдается, к тому человек и стремится. Надо что-то изменить — образ подправляется, все начинают соответствовать уже ему. И т.д. Объектом проще манипулировать, чем субъектом.

Зачем это социуму тоже очевидно: основное назначение социума — выживаемость вида. Вместе выжить проще. Но масса людей, живущих вместе — это постоянные конфликты интересов. Поэтому необходимо регулирование поведения. Необходимы согласованные правила, обязательные к исполнению. И в результате появляется та самая согласованная социальная реальность.

Тем более, что не все ситуации социальны по своей сути, а контроливать надо всегда и всё. И вот тут на поверхность всплывает наша героиня — мораль, она же нравственность. Она, будучи вставленной в человека, продолжает работать в нем даже в несоциальных ситуациях.

Из философского словаря:

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) — совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий.

Т.е. мораль — это поведенческие ограничения, регулируемые социально одобряемыми нормами.

Так вот, что совсем забавно: обусловленность извне ведет к тому, что всяческое проявление субъектности, всяческое проявление обусловленности изнутри, а не извне, не то, чтобы как-то по особенному запрещается и подвергается гонениям, а просто подменяется. Подменили — и всё, как-будто и не было. В частности в головах людей происходит постоянная и тотальная подмена субъектной характеристики "психологическая" на объектную характеристику "моральная".

Термин "мораль" употребляется по любому поводу и без оного тоже:

— Ты сегодня футбол будешь смотреть?
— Нет, после прошлого разгрома я к этому морально не готов.

Или:

— Чем ты занимался вчера вечером?
— Я морально готовился к экзамену.

При чем здесь мораль? Какое отношение имеет психологическая неготовность смотреть очередной разгром любимой команды или психологический настрой на экзамен к социально одобряемым нормам поведения? Подмена субъектности на объектность. Ну и общая невнятность, конечно. Красота, правда? Механизм работает просто фантастически.

Ну, в самом деле, зачем социуму субъектность в человеке? Ведь чем больше субъектность, тем меньше управляемость. Это же так можно докатиться до того, чтобы начать проявлять себя не только в соответствии с общепринятыми нормами. И перспективе это может стать угрозой для выживаемости вида. А, сами понимаете, "на это я пойтить не могу"! (с)

P.S. Одно уточнение на правах дисклаймера. Социум в данном пространстве определений — это надличностная структура. Т.е. все описанные нюансы являются результатом не всемирного заговора некоторой группы людей, а механистическим проявлением надличностной структуры, естественно образовавшейся по мере формирования человеческого общества.
Tags: жизнь, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments