Dmitrik (dmitrik) wrote,
Dmitrik
dmitrik

Радости провинциального плебея. Предмет: х/ф «Гарри Поттер и Принц-полукровка»

Традиционно предупреждаю, что дальше будут спойлеры. Поэтому если вы не читали/смотрели, но собираетесь, то дальше не читайте.

Признаюсь сразу: я не фанат экранизаций Поттерианы. Ну вот совсем. Это достаточно странно, если учесть, что книги мне понравились исключительно. Мне кажется, что причины этого заключаются в том, что в отличие от подавляющего большинства поклонников мира Гарри Поттера, я сначала смотрел фильмы (первые пять), а только потом читал книги. Вчерашний просмотр шестого фильма и по совместительству первого, который я смотрел после того, как прочитал соответствующий том, а не до, можно считать следственным экспериментом, подтверждающим эту простую версию.

Должен сказать, что просмотр первых пяти фильмов совершенно не способствовал возникновению во мне желания прочесть книги. Даже, прямо скажем, наоборот. Читать их я начал потому, что — как в известном анекдоте — проще было отдаться, чем объяснить что не хочу. Об этом я нисколько не пожалел, но что же фильмы?

Когда я смотрел фильмы, у меня постоянно было ощущение, что я что-то пропустил. Какой-нибудь нулевой фильм, что ли. Я не понимал мотивацию героев. Мне не казались логичными переходы сюжета. Мне казалось, что мне недоговаривают что-то очень важное. Временами мне просто хотелось спросить кто все эти люди. Мне даже закрадывалось в голову слово «поверхностность». Поскольку я не знал, это просто фильмы такие или и книги тоже, то проецировать фильмы на книги себе не позволял, но сомнения оставались.

А потом я сел читать и выяснилось, что нет, книги не такие. О, нет, совсем, совсем не такие. Во-первых, книги никак не поверхностны, а наоборот, весьма и весьма глубоки. А во-вторых, книги наполнены огромным количеством деталей. Все эти детали, все эти вроде бы проходные мизансцены раскидываются по тексту то тут, то там, для того, чтобы в конце, как мозаика, очень красиво сложиться в цельную картинку.

И вот тут возникает резонный вопрос: как, вот как это экранизировать? Если снимать всё или почти всё, то каждая книга потянет на серий на 5-7, если не на все 10 (пятый том — уж точно). Понятно, что сценаристам приходилось выбрасывать всё, что можно и нельзя, чтобы хоть как-то уложиться в 2,5 часа. И в результате получилась та самая недоговоренность, то самое постоянное чувство, что я, не читавший книг зритель, что-то пропустил. При этом читавшие прекрасно знают всё, что пропущено, они всё пропущенное замечательно додумывают и дорисовывают, и мысль о том, что в фильмах так много непонятно, им в голову не приходит. Именно это и проделывало мое сознание за меня вчера при просмотре шестого фильма. Первый раз у меня не было ощущения, что я опять что-то пропустил.

Пока я читал, я специально после окончания очередного тома тут же пересматривал соответствующий фильм. И вот ничего не могу с этим поделать, но у меня сложилось стойкое ощущение: все фильмы Поттерианы — это просто экранизация для тех, кто читал. А раз так, то претензии по сюжетной адаптации книги для фильмов выказывать бессмысленно. Какая разница, если я всё равно теперь знаю что и как? А значит, как и положено нам, провинциальным плебеям, интересует меня в фильмах не сюжет и его соответствие книгам, а общий эмоциональный expression, игра актеров и визуальная составляющая. И вот в этом смысле по совокупности шестой фильм меня больше порадовал, чем огорчил.

С визуальной точки зрения от прихода Давида Йетса (или как там его фамилия правильно произносится) экранизация Поттерианы только выиграла. Ибо в этой составляющей, на мой глубоко субъективный взгляд, он сильнее всех предыдущих режиссеров вместе взятых. Да, он уступает Куарону в умении создать полностью цельное произведение и добиться пробирающего expression'а (где как не концовке шестого фильма его можно и нужно было добиться?), но в визуальной части он молодец. И сцена в министерстве в пятом фильме, и сцены с мостом «Миллениум», с огнем в пещере и с квидичным матчем в шестом — просто высший пилотаж.

Должного expression'а же Йетсу создать не удалось. Я не знаю почему: то ли это действительно не его, то ли необходимость уложится в ограниченное время фильма и, как следствие, комканье важных сцен сказалось, то ли дело в том, что Йетс не очень хорошо понимает своих героев (я полностью согласен с Солей, что Гарри по своей воле стоять и смотреть на то, что происходит с Дамблдором, ничего при этом не делая, не может просто по определению). Но факт на лицо — ожидаемого после чтения книги expression'а у него не получилось.

Актеры же порадовали практически все. Оказалось, что Дэниел Рэдклифф (Гарри, сами понимаете, Поттер) умеет играть, и очень даже хорошо. Он умудрился даже переиграть Руперта Гринта (Рон Уизли), впервые за все время, хотя последний смотрится прекрасно. И остальные тоже молодцы — и Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер), и Том Фелтон (Драко Малфой), и Майкл Гэмбон (Альбус Дамблдор), и Хиро Файнс-Тиффин с Фрэнком Диллэйном (Том Риддл в 11 лет и в старших классах). Особое спасибо сценаристам за то, что вопреки книге дали возможность побольше побыть на экране Хелене Бонем Картер (Беллатрикс Лестрендж). Она же просто пленку собой прожигает. Море удовольствия на нее смотреть. Не очень понравились мне только двое, и вина в этом не их, а режиссера и/или сценаристов. Они прекрасно играют, но... Первый — это Джим Броадбент (Гораций Слагхорн). Просто Гораций — это не его роль. Не такой он в книге, совсем не такой. А второй (и сейчас мне очень сильно достанется от фанатов, а вернее — фанаток) — это Алан Рикман (Северус Снейп). Плохо сыграть у Рикмана, по-моему, не получиться даже если он сильно захочет. Он тогда просто блестяще сыграет человека, который плохо играет. Но вот его Снейп... Нет, он великолепно играет то, что он играет, но он играет не то. На мой взгляд, книжный Снейп совсем другой. Гораздо более резкий, гораздо более эмоциональный, гораздо более презрительный ко всему вообще и к Гарри в частности, и — главное — с совсем другими глазами. Хотя в финальной сцене в Астрономической башне он изумителен, это да.

Но в общем послевкусие у меня осталось положительное. По совокупности экранизация шестой части Поттерианы удалась. Что ж, теперь с нетерпением будем ждать седьмую часть. Тем более она будет в двух сериях, а таких фильмов много не бывает.

P.S. И всё же одна вещь относительно адаптации сюжета. Александр обратил внимание на один момент, который, вероятно, следует признать ошибкой сценаристов. Интересно, как они теперь будут выкручиваться в конце седьмой части?
Tags: кино, книги, поттериана, провинциальный плебей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments