Dmitrik (dmitrik) wrote,
Dmitrik
dmitrik

Недовольство провинциального плебея. Предмет: х/ф "Зеркало" Тарковского.

Есть три вида искусства: искусство социального заказа, искусство самовыражения и свидетельское искусство. От заказа-попсы Тарковский далек настолько, насколько это вообще возможно. Перейти в разряд свидельского искусства ему если где-то и удалось, то в "Андрее Рублеве". "Зеркало" же, равно как и "Сталкер" с "Солярисом", — типичное искусство самовыражения.

Ну, и замечательно. Художник творит не от разума, он творит от сущности, от души. Когда его переполняют переживания, когда его чувственно-эмоциональная сфера кипит от накала страстей, когда у нее появляется глубина, тогда у художника появляется содержание. Раньше, в старорусском, душу называли "вместилище". И он выплескивает это вместилище, это содержание, заполняя им некую форму художественного произведения. Причем само это содержимое никак в общем случае не связано с формой. Скажем, ни Френсис Форд Кополла, ни Марлон Брандо, ни Аль Пачино, ни Роберт Де Ниро не имеют никакого отношения к мафии и людей вообще и собственных братьев в частности не убивали. Но выразив себя, своё содержание, свою душу через фильм, режессуру, роли, они создали шедевр. Как и Тарковский в "Андрее Рублеве". При этом, поскольку источник творчества находится внутри художника (в отличие от свидетельского искусства), то выражает он именно себя и говорит при этом то, что хочет сказать именно он.

И что же в "Зеркале"? А он просто решил не отягощаться формой. Вообще. И оставил только свое содержание в чистом, дистиллированном виде. И при просмотре возникает один вопрос: какого черта мне это показывают? Какого черта он мне рассказывает о своих проблемах в отношениях с матерью? Какого черта он мне рассказывает о вынесении своих проекций этих отношений на отношения со своей же женой? Какого черта я должен быть зрителем этой болезненной рефлексии, пусть даже в искренности которой я готов не сомневаться?

Да-да, я знаю, что не надо путать автора и его лирического героя. Но не могу, тем мне менее, не петь о том, что вижу.

Про "Сталкера" и в особенности про "Солярис" я тоже много недовольного могу сказать, но там хоть не столько рефлексия как таковая, сколько филосовствование, и при этом имеет место попытка изобразить художественную форму, да к тому же в рамках жанра. Поэтому воздержусь. Но "Зеркало" переполнило чашу моего плебейского терпения. Пойду-ка я лучше пересмотрю "Андрея Рублева". Там ему удалось выразить себя и своё без сомнения глубокое содержание через прекрасно и тонко созданную форму. И создать свой шедевр.
Tags: кино, провинциальный плебей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments