Dmitrik (dmitrik) wrote,
Dmitrik
dmitrik

  • Music:

Opera 15

Я пользуюсь Оперой в качестве основного браузера очень давно. Еще с версии 3.1, если мне не изменяет мой склероз с моей же памятью. И все эти годы Опера была прекрасна чуть более, чем полностью. Браузер для гиков, с кучей фишек и очень гибко настраеваемый.

Нет, одна серьезная проблема, конечно, была. Имя этой проблеме — совместимость. Так получилось, что норвежцы в свое время не очень уделяли внимание JavaScript'у и тот момент, когда Гугл дал очень сильный импульс его развитию и сделал тяжелые веб-приложения типа Gmail или Google Docs модными, в общем-то, прозевали. В результате в интернете сложился вполне четкий стереотип «сайт совместим со всем, кроме Оперы». Причем стереотип этот закрепился в головах не столько пользователей, сколько веб-разработчиков. С тех пор оперцы полностью переписали JavaScript-движок и по возможностям он не особо уступает движкам Chrome, Firefox или IE, но стереотип никуда не делся. Даже несмотря на очень приличную долю рынка Оперы в некоторых странах (в частности — в Украине и России) разработчики многих сайтов даже в этих странах всё равно не хотят допиливать свои сайты под Оперу. Им проще просто сказать, что «наш сайт с Оперой не совместим», чем что-то с этим попытаться сделать. Сами оперцы рассказывают, что задолбались уже получать подобные баг-репорты от пользователей и вручную подстраиваться под соответствующие сайты — там этим целый отдел занимается.

Всё это неприятно, тем более на фоне набирающего популярность Chrome. В такой ситуации и без того скромная мировая рыночная доля Оперы падает. И вполне понятно, что что-то уже, в конце концов, с этим надо было делать. И тогда норвежцы решились на революцию.

Они решили вообще отказаться от своего собственного HTML/CSS-движка Presto и перейти на WebKit — открытый движок, на котором построены и Safari, и Chrome, и стандартный браузер в Android, и еще куча других десктопных и мобильных браузеров. Следует признать: WebKit сегодня — король. Он везде — на компьютерах, на смартфонах, на планшетах — и веб-разработчики давно уже в первую очередь ориентируются именно на него. Более того, оперцы решили перейти на гугловский форк WebKit'а — лежащий в основе Chrome движок Chromium. Совсем недавно Гугл переименовал его в Blink и совсем свежие его версии называются уже так.

Профит от такого перехода для Оперы очевиден: во-первых, высвобождаются разработчики, занимавшиеся Presto, а вся основная нагрузка по разработке движка теперь будет на Гугле; а во-вторых, исчезнут проблемы с совместимостью. При этом оперцы пообещали, что все изменения пройдут «под капотом» — внешне пользователи ничего не заметят. Мол, возьмем новый движок, а весь UI сохраним как был. Ну, кто ж против такого будет-то? Звучит прекрасно.

Но поэтичность их намерений разбилась о каменистую прозу жизни. Неделю назад они выложили релиз новой Оперы, которая с 12-й версии перескочила почему-то сразу на 15-ю. Так вот, то, что они сделали — это с точки зрения давних пользователей Оперы просто катастрофа. Ни о каком том же UI речи больше не идет, на данный момент это просто еще один, мало чем отличающийся от оригинала, клон Chrome. Из классической Оперы там не реализовано ничего. Это просто не Опера сейчас. Представителям Оперы, имевшим неосторожность на Хабре выложить бета-версию новой Оперы и пылавших при этом энтузиазмом, очень резко это всё объяснили (я тоже поучаствовал). Никакого понимания их далеко идущие идеи и планы и совершенно не поспевающие за ними уже реализованные результаты работы у давних пользователей Оперы не нашли.

И вот на днях оперцы опубликовали программное заявление.

Выглядит оно как безобразная и беспомощная отмазка. Ребята, видимо, в начале банально в предмете не разобрались — думали быстренько поменять движок и написать поверх него свой UI со всеми фишками как в классической Опере. Фигли-то нам, здоровым девкам. А на деле оказалось, что Chromium — не просто движок рендеринга и очень много чего требует от UI, особенно если есть желание совместимости с хромовскими расширениями, и реализовать в таких условиях большую часть классических фишек либо вообще нельзя, либо это требует нереального количества работы. И тогда они просто решили забить на классические фишки. А когда их теперь спрашивают: «Ладно Chromium, но сама Опера-то где? Это же просто еще один Chrome с красной кнопкой вверху, разве нет?», несут маркетинговый бред, который по их мнению должен убедить людей, что старые фишки им не нужны, а нужны новые, которых, правда, в большинстве своем пока всё равно нет.

При этом видна смена парадигмы. Они больше не ориентируются на гиков, которым нужны фишки и настраеваемость. На гиках не заработаешь. Они теперь ориентируются на обычных пользователей, которым нужно не более пяти открытых табов и которым не нужны нормальные букмарки. Да, в новой Опере нет привычной системы букмарков — дерева букмарков и папок произвольной вложенности! Они, кстати, убраны по той же причине: Опера зарабатывают на поисковых запросах (значимая часть их доходов), поэтому им нужно, чтобы люди за ссылками отправлялись в поисковик прямо из адресной строки браузера, а не в букмарки, ибо за переходы из букмарков они денег не получают, в отличие от.

При этом на том же Хабре им в лоб задавали вопрос: «Ок, у вас свое видение. Но что есть в этой новой Опере такого, чего нет в Chrome? В чем конкурентные преимущества этой вашей новой поделки? Почему мне нужно предпочесть ее тому же Chrome? Из-за каких фишек?». Ответа нет. Им просто нечего на это ответить.

Посмотрим, что они там всё-таки реализуют из старой Оперы, но у меня, откровенно говоря, по этому поводу плохие предчуствия. Кроме того, даже если реализуют, то уже понятно, что на это им потребуется очень много времени.

Надежда, конечно, умирает последней. Ну, вдруг когда-нибудь они все-таки одумаются и у них всё получится. Пока же это просто не Опера. И это очень, очень печально.
Tags: it, software, интернет, компьютеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments